Во время общения с ребенком психологи рекомендуют родителям придерживаться так называемого активного слушания. Это значит дать понять ребенку, что услышали его проблему, разделить с ним чувства, эмоциональное переживание (обиду, гнев, недовольство и т. д.). Психологи выделяют несколько типов ответных высказываний взрослых, которые мешают услышать ребенка и решить конфликтную ситуацию.
1. Командный тон. Когда родители дают ребенку команду в виде приказа («Быстро встань!», «Убери игрушки!»), они не хотят вникнуть в проблему. Ребенок чувствует, что его не уважают, считают несамостоятельным. Ответом на приказ является еще большее непослушание.
2. Угрожающий тон. Когда ребенок переживает неприятные эмоции, угрозы со стороны родителей («Если ты не прекратишь плакать, я…», «Еще раз повторится, я….»), родители также не решают его проблемы. Со временем он привыкает к подобным фразам, и родители начинают применять более строгие наказания.
3. Нравоучения. Когда родители постоянно читают мораль («Ты должен…, «Ты обязан…»), ребенок перестает их воспринимать, он чувствует вину, ему становится скучно. Лучшим уроком как ребенку вести себя правильно является соответствующая обстановка в семье и личный хороший пример родителей.
4. Советы родителей. Ребенок желает быть самостоятельным, хочет сам принимать решение. Родители же, приводя себя в пример, часто вызывают у него негодование, так как не пытаются понять проблему ребенка, а относятся к нему свысока.
5. Постоянные нотации, доводы. В какой-то момент ребенок перестает воспринимать все логические доводы, перестает слышать родителей.
6. Критика и обвинение в адрес ребенка. В ответ родители получают озлобление, отрицание. Ребенок перестает верить в свои силы, сам начинает критиковать взрослых. Выходом может служить одобрение действий ребенка, заслуженная похвала.
7. Чрезмерная похвала. Она приводит к зависимости ребенка от похвалы, к пониманию, что раз хвалят сейчас, могут осудить в другой раз. Ребенок может почувствовать неискренность похвалы.
8. Неправильным будет обзывать, придумывать смешные прозвища, высмеивать действия ребенка. В ответ он будет либо обижается, либо сам начнет обзываться.
9. Негативную, защитную реакцию у ребенка вызывают высказывания родителей о том, что они все про него знают. Например, «я вижу тебя насквозь».
10. Постоянные расспросы. Например, «Почему ты молчишь?», «Что случилось, расскажи?» и т. д. Родителям желательно не подвергать ребенка расследованию и расспросам, так как он это воспринимает не как участие в его неприятной ситуации, а как простое холодное любопытство.
11. Общие фразы сочувствия также могут звучать неискренно. Например, «не обращай внимания», «успокойся», «все будет хорошо» и т. д. Лучше в такие моменты промолчать, обнять ребенка, чтобы он не чувствовал пренебрежения к тому, что его волнует.
12. Неуместный юмор. Иногда родители отшучиваются, уходят от разговора, но проблема ребенка остается не решенной.
Родителям очень трудно перестроится реагировать на проблемы ребенка правильно, обычно первыми в голову приходят заученные фразы и привычные замечания. Но общение с ребенком должно быть основано на уважении его как к личности, на понимании его тревог и забот, на внимании к его чувствам и потребностям. Родители должны осознать, что у ребенка тоже есть право иметь собственные желания. Признание своих ошибок в воспитании детей и стремление научиться правильно общаться с ребенком в будущем, может через несколько недель или месяцев, дает положительный результат, отношения становятся более доверительными.
kraskizhizni.com
Ключевые слова: