Церебральный сортинг — утопия или шаг к прогрессу?

0
86

Церебральный сортинг — утопия или шаг к прогрессу?

Признайтесь, многие из нас во время обучения в школе мечтали о том, чтобы изучать только те предметы, к «которым лежит душа». Гуманитарии хотели больше времени уделять литературе и ненавидели физику, математики легко справлялись со сложными задачами, но ненавидели писать сочинения. А кому-то с легкостью давались все школьные дисциплины.

Моему младшему сыну посчастливилось учиться в школе в период профильного обучения. После своеобразного экзамена перед поступлением в школу он попал в класс с усиленным изучением математики и английского языка. Конечно, все другие школьные дисциплины он тоже изучал. Но упор делался именно на эти два предмета. Надо сказать, что только два ученика из этого класса не поступили в высшие учебные заведения. Все остальные получили высшее образование и успешно работают в разных отраслях.

Но кто-то решил, что профильное обучение ни к чему. И теперь ученикам предлагают углубленно изучать физкультуру, трудовое обучение, танцы. А обо всем остальном должны позаботиться родители: нанять репетиров или самим заниматься с чадом дома, если позволяет эрудиция и время. Может, в других городах и регионах это не так, не спорю. Буду рада, если ошибаюсь.

Российский учёный С.Савельев разработал теорию с интересным названием «церебральный сортинг». Ученый считает — интеллект и творческие способности каждого человека находятся в прямой зависимости от определенных структур головного мозга.

Профессор утверждает — реализация на практике идеи церебрального сортинга позволит построить справедливое общество. Программа профессора может показаться утопией, но, оказывается, вполне возможно внедрить её в жизнь.

Что же предлагает Сергей Савельев? Профессор противопоставляет свои идеи искусственному отбору, благодаря которому в обществе реализуются не самые талантливые и гениальные люди, а умеющие приспосабливаться к социальным условиям — общественно адаптированные люди.

Профессор Савельев предлагает создать приборный парк, задача которого — отбор людей по способностям. Благодаря такому отбору, человек будет делать то, что умеет делать лучше всего, и при этом будет получать от этого удовольствие. Сущность человеческой натуры — умение делать что-то лучше всех.

Самое главное отличие людей — мозги. Одинаковых природа не создает. У каждого человека с рождения в головном мозге уникальный «рисунок» нейронных структур. В последующие годы как-то качественно изменить эти структуры нельзя. Благодаря таким особенностям в строении мозга человек имеет возможность реализоваться в той или иной области деятельности.

Но как же выявить потенциал человека? Савельев предлагает делать это с помощью компьютерной томографии мозга, которая позволит точно определить содержимое мозга человека. Но для этого требуется существенно повысить разрешение томографов до 1-го микрона.

По мнению профессора мозговые структуры у людей различные. У кого-то есть определенные мозговые структуры, а у кого-то именно такие отсутствуют напрочь. Отсюда непонимание в обществе. Люди не могут мирно договориться друг с другом из-за разного устройства своих мозгов.

Профессор предлагает проводить отбор людей на должности в зависимости от содержимого мыслительного «аппарата». Например, компьютерная томография выявляет ярко выраженную склонность к математическому анализу. Значит, такого человека следует направлять в науку. У следующего гениальные способности к складыванию стихов. Создаем ему соответствующие условия, и пусть пишет поэмы и т.д.

Церебральный сортинг относят к утопичным идеям. Препятствий для реализации идей профессора хватает: экономические трудности, скромное финансирование науки, коррупция, кумовство. Да и сама идея не всем нравится. Но кто знает, может некоторые страны Запада и Востока уже заняты скрытым отбором людей по подобным методам?

У идеи Сергея Савельева немало противников. Многие открыто высказывают обеспокоенность, что благодаря подобным исследованиям некоторым придется отказаться от высоких постов, приличных профессий и отправиться чистить выгребные ямы.

Но большая часть людей стремится к благу для всех и согласна даже на ограничение индивидуальной свободы. Люди во все века мечтают об идеальном обществе. Поэтому смелая даже по современным взглядам идея профессора Савельева и подобные ей привлекают внимание общества и горячо обсуждаются. У программы есть масса противников и сторонников, в том числе и в научной среде.

Кроме незаинтересованности политических верхов в модернизации общества и отсутствия необходимой технической базы есть еще один важный аспект проблемы — гуманность. Насколько нравственна идея профессора Савельева рассортировать людей по особенностям мозга? Не все положительно отнесутся к мысли, что их подвергнут «сортировке», руководствуясь интересами общества.

К преимуществу программы стоит отнести отбор действительно умных, способных людей. Теоретически это означает ускорение прогресса, что никогда не бывает лишним.

Какой бы утопичной не была идея профессора Савельева, вполне возможна её реализация через какой-то временной промежуток. Вспомните старые фантастические фильмы, книги и современные гаджеты. То, что тридцать-сорок лет назад казалось сказкой, сегодня вполне комфортно существует в нашей жизни.