Как ролевые модели сказочных героинь влияют на отношения с мужчинами и коллегами?

0
138

Сказки – наша первая школа социализации. Из них мы узнаем, каков мир — добрый или злой, как за словами и действиями видеть характеры и намерения, какие последствия вызывает тот или иной поступок. Вместе с принцессами мы влюбляемся в принцев, вместе с Иванушкой боремся с кознями Бабы Яги и побеждаем Кащея. И все эти персонажи незаметно становятся частью нашего внутреннего Я. И часто подспудно влияют и на нашу взрослую жизнь.

Недавно на моем тренинге клиентка удивлялась, почему от нее очень быстро сбегают мужья, хотя она сама ждет любви до гробовой доски. На вопрос «Какую сказку вы больше всего любили в детстве?» назвала «Бременских музыкантов».

Давайте сопоставим этот сюжет с ее желанием иметь долгие и крепкие отношения. В кого влюбляется принцесса в «Бременских музыкантах»? В бродячего артиста, который наслаждается своим образом жизни (секс, наркотики, рок-н-ролл). Готов ли он бросить все это ради принцессы и начать вести размеренную, сытую жизнь? Да ни за что. Имея в голове такой образ, моя клиентка неосознанно выбирала себе не тех мужчин, кто способен стать ей хорошим мужем. Все ее мужчины просто менестрели. Показал себя, увел девушку из родительского дома, развлекся и поехал дальше, потому что «ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету». У него там свобода, новые приключения, гастроли и толпы поклонников. И это именно то, что его больше всего интересует. Как только Принцесса это осознает, она сможет заранее отфильтровывать ненадежных женихов.

Женские роли

Таким образом, сказки и их герои порой очень интересно проявляются в нашей повседневной современной жизни. Оглянитесь вокруг, и вы наверняка увидите вокруг себя несколько знакомый ролей.

Но для начала хочу дать небольшую ремарку. Заметьте, что в русских сказках положительные персонажи — женщины — чаще добиваются всего вовсе не красотой, а своим смирением, честностью, и тяжелым трудом. В то время как мужчины, если их вдруг подводит удаль молодецкая, чаще просто приручают волшебного помощника и чаще всего женского рода — щука, Жар-птица, Золотая рыбка, серый волк – и потом получают все даром. Так что если женщина не обладает какими-то уникальными способностями (как Марья-Искусница) или волшебством, то ее путь – исключительно смирение и трудолюбие. А если взглянуть на эти привычные сказочные образы в реалиях современной жизни, то получаются вот такие типажи.

Золушка (она же Спящая Царевна из сказки о семи богатырях или Крошечка-Хаврошечка, падчерица из «Двенадцати месяцев»). Она не боится труда и уверена, что является лишь «бедной родственницей» по сравнению со всеми остальными людьми в офисе. Она как бы чувствует себя недостойной, неравной среди них, поэтому не видит ничего несправедливого в их просьбах или приказах, даже если это выходит за рамки ее профессиональных обязанностей. Конечно, она мечтает, что однажды «все они» увидят ее истинное лицо и оценят по достоинству ее старания. Она все для всех делает и не ропщет, и лишь иногда чувствует себя используемой. Люди ее сторонятся. И не потому, что она действительно недостойна, а потому, что она уж слишком старается быть хорошей. Вознаграждение, которого она ждет, – вовсе не освобождение от многочисленных обязанностей, и часто даже не деньги. А просто благодарность и признание. И она будет счастлива продолжать работать за троих на одну небольшую зарплату. Достойный пример вечной исполнительницы.

Сестрица Аленушка. Перфекционистка, которая вечно ругает себя за то, чего «не доделала», «не досмотрела», берет на себя ответственность за других, менее радивых, сотрудников. Она также может быть главой небольшого отдела. Ее вынужденно выдвинули на ответственную должность, но руководить людьми она не умеет – не справляется, они ее совсем не слушают. Тогда она вздыхает и делает все сама, потому что, в отличие от них, она прекрасно представляет себе все последствия безалаберности и невыполнения инструкций. Но злиться она не умеет – ей жалко своих сотрудников, она вечно входит в их положение и может лишь оплакивать свое тягостное положение.

Царевна-лягушка. Серый кардинал со скрытыми возможностями и рычагами влияния. Вы никогда бы не подумали, что под этой невзрачной лягушачьей шкуркой скрывается такая сила воздействия. Но однажды ей представляется случай себя показать – высказать на общем собрании очень дельную идею или блеснуть компетенцией на какой-нибудь конференции. И все те, кто раньше игнорировал ее или даже посмеивался над ней, искренне поражены. Ей льстит это признание, но и прежняя роль тихой незаметной сотрудницы ей почему-то важна и удобна. Она не готова совсем с ней расставаться. Только кто ж ей теперь поверит? Тогда она пишет заявление об уходе и заставляет начальство преодолеть массу препятствий, чтобы уговорить ее вернуться обратно — на совсем других условиях и в гораздо более уважаемом статусе.

Царевна Несмеяна. Может быть двух типов: высокопоставленная, необщительная женщина, которой все пытаются безуспешно угодить (образ руководительницы-сухаря из фильма «Служебный роман»). Или сотрудница любого ранга, которая большую часть рабочего времени тратит на жалобы на свою неудавшуюся жизнь. Она плачется о здоровье, детях, родителях, мужьях (неудачниках или тиранах) и т.д. И утешить ее совершенно невозможно, потому что ей нравится (или даже выгодно!) оставаться жертвой, бедняжкой.

Баба-Яга. Злобная начальница, (скорее всего, среднего звена), или даже просто сотрудница бухгалтерии, архива, отдела кадров. Как правило, одинокая, обиженная мужчинами женщина — «синий чулок». Обладает властью и компетенцией, недоступной другим сотрудникам, но людей сторонится, не доверяет им. Предпочитает иметь свой кабинет – «избушку на отшибе». И если на ступе не летает и сушеных змей по стенам не развешивает, то уж во всяком случае, частенько располагает информацией о том, «где хранится Кащеева смерть» (то есть уязвимые места начальства). На первый взгляд она кажется злобной и неприветливой, но если вы ей понравились или смогли ее припугнуть, то становятся заметны скрытые черты ее характера – одиночество, обида недооцененности и грусть об ушедшей молодости. («Ведь я, во-первых, просто Баба, и только во-вторых – Яга»). Она ищет признания и уважения, поэтому готова помочь (живой водой, знаниями, волшебным клубочком, офисными сплетнями) тому, кто ей поклонится, – и ей по большому счету неважно, к какому лагерю вы принадлежите.

Царица-колдунья из сказки о Белоснежке (в русской версии – сказка о Спящей царевне и семи богатырях) заняла свой трон не то чтобы совсем незаконно, но она заменила собой умершую любимую жену царя. Поэтому всегда чувствует себя крайне неуверенно, искренне полагая, что безупречная красота – это ее единственное достоинство. Глядя на таких персонажей в реальной жизни, всегда понимаешь, что они наряжаются вовсе не для мужчин, а для других женщин. В офисе это может быть фаворитка шефа – высокомерная, ревнивая, не терпящая конкуренции и готовая уничтожить любую потенциальную соперницу. Другой, более спокойный вариант – любая из сотрудниц, которая искренне верит, что женщину делает именно внешность, а не компетенция. У нее всегда новый гардероб и безукоризненный маникюр, каждый день она встает в 6 утра, чтобы сделать укладку. Она приносит на работу журналы мод, охотно дает консультации по макияжу или диете, (но только если вы серая мышка и вам никогда не светит стать лучше, чем она сама!). С другими женщинами она не так любезна – она сравнивает, оценивает, язвит, сплетничает и всегда находится в тонусе легкого беспокойства. Потому что вдруг однажды окажется, что «царевна все ж милее, все ж румяней и белее?».

Старуха Шапокляк. Ворчливая уборщица, вахтерша, или любая другая женщина, которая вовсе не наслаждается своей должностью. Ей хотелось бы иметь больше власти и уважения, а ее держат за мелкий обслуживающий персонал, и она давно отчаялась «прославиться хорошими делами». Поэтому ей приходится делать себя заметной с помощью власти мелких пакостей – не впустить, наорать, бросить в спину обидный комментарий, посплетничать и создать всем неудобства.

Юлия Синарёва, психолог, семейный терапевт
Читайте подробнее на Lady.ru 

Ключевые слова: