Мужчина и макияж

0
275

Несмотря на все усилия стилистов и косметических компаний, мода на мужской макияж вот уже которое десятилетие находится в зачаточном состоянии. Вне узкого круга моделей и актеров тени для веках или помаду на губах мужчин можно увидеть крайне редко, но так было не всегда. Если сегодня обычный мужчина и декоративная косметика — взаимоисключающие понятия, то в определенные периоды истории они были едва ли не синонимами.

Утонченные египтяне и гламурные римляне

Фрески и рисунки на папирусах донесли до нас весьма своеобразный облик древнеегипетской знати: его неотъемлемой частью был тщательный макияж, включавший подрумяненные щеки и длинные черные «стрелки» на верхних веках. Так красились не только женщины, но и мужчины. Самое интересное, что глаза подводили не столько из эстетических, сколько из практических соображений: египтяне считали, что макияж защитит их от болезней. Уже в наше время французские ученые, проанализировавшие состав древнеегипетской краски для глаз, подтвердили: в ее состав действительно входили минералы, обладающие целебным эффектом. Древние египтяне не только красили глаза, но и тщательно эпилировали тело. Аналогичным образом ухаживали за собой и римляне: как ни странно это представлять, но и Юлий Цезарь, и другие полководцы и политики регулярно удаляли растительность с тела. Популярны были ароматические масла, не только смягчавшие кожу, но и придававшие ей приятный запах. Что касается мужского макияжа, то интерес к нему появился в поздний период Римской империи, и трактовался моралистами как признак упадка нравов. После утверждения христианства и падения Римской империи мужчины надолго позабыли о косметике: впрочем, средневековые рыцари мало заботились и о обычной гигиене. Ситуация начинает меняться лишь в эпоху Возрождения.

Пудра и шпага

Моду на мужскую косметику возродил французский двор: со времен короля Генриха III придворные начинают пудриться и подводить глаза. Несколько позднее, в XVII веке, макияж становится привычным делом для любого дворянина, желающего понравиться дамам. Молодые люди подкрашивали губы кармином, тщательно выщипывали брови, придавая им идеальную форму, клеили на лицо крошечные фигурки из черной тафты — так называемые «мушки», придавали тонким усикам желанный изгиб с помощью специальных мазей, подводили тушью глаза. Все это не мешало им быть отважными дуэлянтами и бравыми рубаками, а тот, кто рискнул усомниться в их сексуальной ориентации, рисковал быть наколотым на острие шпаги. В XVIII столетии краситься начинают не только дворяне, но и представители «третьего сословия». Выходя из дому, и купцы, и ученые надевали непременные парики и слегка припудривали лицо, чтобы лоб и нос не блестели. Многие румянили щеки. В большом ходу были свинцовые белила: они идеально маскировали недостатки кожи, делая ее фарфоровой, а о вреде, наносимом ими здоровью, и не подозревали. Мужчины полировали ногти (лак еще не изобрели), следили за белизной и гладкостью рук, жевали мускатный орех для освежения дыхания. Идеальный кавалер XVIII века проводил столько же времени в фехтовальном зале, сколько и перед зеркалом. Напудренные лица вместе с напудренными париками исчезают лишь в начале XIX столетия, и исчезают надолго, на целых сто лет.

Декаданс и белогвардейцы

В XIX в. косметика в Европе считалась неприемлемой даже для женщин, что уж говорить о мужчинах: единственными представителями сильного пола, которые наносили на лица грим, были актеры, но и они вне сцены как огня избегали даже намека на макияж. Все изменилось в начале 20 столетия, когда доминирующим направлением в искусстве стал декаданс. Он выдвинул новые требования к внешности: на смену крепким розовощеким джентльменам пришел утонченный, томный эстет с бледным лицом и большими выразительными глазами. Тем, кому с бледностью лица не повезло, приходилось пудриться рисовой пудрой. Глаза «увеличивали» с помощью темных теней, которые наносили на веки. Если посмотреть старые немые фильмы, то нетрудно заметить, что макияж актрис и актеров отличается исключительно интенсивностью: мужчины красились немного меньше. Аристократическая бледность была столь популярна, что коробочками с пудрой обзавелись даже те, кто, казалось бы, был более чем далек от декадентских салонов. В годы Гражданской войны белые офицеры находили время, чтобы напудрить лицо, причем их макияж никого не шокировал. В своих мемуарах А.Вертинский вспоминает, что известный своей храбростью и жестокостью генерал Слащев не брезговал пудрой. Впрочем, и сам Вертинский в молодые годы редко появлялся на людях без косметики. Умеренный макияж считался вполне допустимым для светского человека вплоть до конца 1920-х, пока милитаристские ветра предвоенной эпохи не развеяли парфюмерно-косметическое наследие эпохи декаданса. С того времени мужской макияж остается уделом либо творческих личностей, либо представителей отдельных субкультур. Изменится ли когда-либо отношение к нему? На этот вопрос может ответить только время. Пока объемы продаж мужской косметики возрастают с каждым годом, но речь по-прежнему идет о средствах по уходу за кожей и волосами: кремах для бритья, солнцезащитных средствах, шампунях, гелях, а также средствах, предназначенных для ухода за бородой.

Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru

Ключевые слова: