Наблюдая за играющими с родителями детьми, мы отмечали, как они сообщают о необходимости передохнуть пару мину. Вот сигналы, говорящие о том, что ребенок нуждается в отдыхе.
СМОТРИТ В СТОРОНУ
Это очень четкий сигнал: ребенок поворачивает голову в сторону или просто переводит взгляд с вашего лица на более нейтральную в информационном смысле футболку.
ЗАКРЫВАЕТ ЛИЦО РУКАМИ
Ребенок поднимает ручки и держит их перед своим лицом, словно пытаясь защититься.
ОТТАЛКИВАЕТ ИГРУШКУ
Когда у ребенка улучшается координация движений, он может оттолкнуть игрушку, показывая, что он больше не хочет с ней играть.
ЯВНО МОРЩИТ ЛОБИК
Когда срединная область лба ребенка (его центральная часть, та, что находится над носом) покрывается складками – то есть морщится, учитывая наличие младенческого жирка, – это говорит о том, что ребенок расстроен, часто из-за перевозбуждения. Он выглядит грустным или рассерженным. Однако если лобик морщится совсем чуть-чуть, это не является негативным сигналом и говорит лишь о том, что ребенок сосредоточен.
ВЫГИБАЕТ СПИНУ
Если ребенок выгибает спину и напрягает тело, это явный сигнал того, что он расстроен.
КРЯХТИТ
Ребенок издает звуки, похожие на прелюдию к плачу.
ДЕМОНСТРИРУЕТ СМЕШАННЫЕ ЭМОЦИИ
Выражение лица ребенка то и дело меняется с радостного на испуганное.
ПЛАЧЕТ
Ребенок может плакать по-разному, в зависимости от того, насколько он расстроен. Если очень сильно, то плач начинается с «задыхающегося» вдоха. В этот момент ребенок как бы «замахивается», после чего издает очень громкий, пронзительный, невыносимо болезненный вопль. Этот процесс сопровождается феноменом Вальсальвы*: легкие выдыхают воздух с натугой, словно в этот момент человек надувает воздушный шарик или поднимает тяжелый вес. Для ребенка это очень вредно. В частности, у него повышается кровяное давление и увеличивается количество белых кровяных телец.
*Феномен Вальсальвы, описанный еще в XVII веке, заключается в принудительном выдохе при закрытой голосовой щели. При этом происходит резкое повышение внутрибрюшного или внутригрудного давления.
Как только ребенок отдохнет и будет готов продолжать, можно снова мягко привлечь его внимание и общаться дальше.
Итак, вот полный список того, что можно предпринять.
Сохранять спокойствие. Когда вы спокойны, говорите и действуете спокойно, это помогает успокоиться и ребенку.
Дать ребенку что-нибудь пососать.
Прижать ребенка к себе и успокаивающе погладить его.
Говорить мягко, пока ребенок не восстановится.
Как только ребенок снова переведет на вас взгляд, продолжить играть или петь, но не энергично, чтобы он мог посматривать в сторону и восстанавливаться.
Имитировать ребенка. Делая то же, что и ребенок, вы производите на него неизгладимое впечатление.
Подыграть ребенку. Это близится к имитации. Детям нравится, когда повторяют их действия, но с какими-то вариациями.
Например, если ребенок ритмично качает ложкой, можно начать в том же ритме издавать какие-нибудь звуки. Это точно его заинтересует.
О том, что ребенок готов продолжить общение, он может сигнализировать вам самыми разными способами. Например:
Начать смотреть на вас или на игрушку, которой вы играли. Это очень ясный сигнал.
Лицо ребенка принимает спокойное выражение, он начинает нормально дышать.
Тело ребенка расслабляется.
Если вы заметили эти сигналы, попробуйте мягко пригласить ребенка к игре.
http://vitaportal.ru
Ключевые слова: