Известный австрийский психиатр, невролог и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, еще в XIX и XX столетии выдвинул несколько теорий изучения природы человека, а также специфических фаз психосексуального развития личности. Среди них есть определение типов характеров по степени влияния периодов развития органов, например, ануса.
Что такое анальный тип
То, что многие черты характера человека закладываются еще в раннем детстве, сегодня известно всем. Доктор Фрейд связал данный процесс с физиологическими процессами, которые испытывает ребенок, познавая, что эти ощущения ему приятны или крайне противны.
Австрийский психолог считал, что анальная стадия, которая длится у детей приблизительно от 1,5 до 3 лет, воздействует на психику очень многих людей и оставляет свой след в формировании характера. В этот период в человеческом организме происходит окончательное созревание мышечных сфинктеров выделительной системы и ребенок получает возможность контролировать акт дефекации.
Родители начинают приучать его к горшку и самостоятельному отправлению естественных надобностей. Оказывается это влияет на дальнейшие качества личности. Доктор Фрейд считал, что если ребенка в этот момент окружают повышенным вниманием и заботой — в его характере сформируется опрятность, аккуратность, пунктуальность и даже чувство собственного достоинства.
Как это происходит? Если понаблюдать за молодыми семьями, то часто можно увидеть такую картину: малыша сажают на горшок и при этом родители располагаются рядом, наблюдая, как все проходит.
Ребенок осознает, что все внимание именно в такой момент приковано к нему и поэтому часто даже с гордостью показывает маме результат своих усилий. А в ответ видит радость в ее глазах.
Виды анального типа
Однако бывает и так, что родители заняты чем-то другим и сажают ребенка на горшок, заставляя сейчас и побыстрее сделать свои дела. Когда малыш становится чуть старше, он может попасть в обратную ситуацию, когда взрослые, которым опять не до него, требуют потерпеть. И все дальнейшие гигиенические действия родителей, часто сделанные наспех, тоже оставляют свои плоды.
Сформированный на подобном отношении тип личности доктор Фрейд назвал анально-удерживающим. У такого человека с детства не только проявляются невротические запоры, но и эмоциональная нестабильность, агрессивное лидерство, несобранность и даже скупость. Даже между отношением к деньгам и к собственному акту дефекации существует незримая связь.
Ребенок, впервые сталкиваясь с необходимостью согласовывать свои естественные желания с требованиями общества, коими являются члены его семьи, взрослея, переносит похожие проблемы на себя и свое новое окружение. Очень часто долгая неспособность самостоятельно испражняться из-за болезни или других независящих от него причин, заставляет родителей применять экстренные меры для выхода кала. Ребенку делают клизму или даже серию таких процедур, заставляют пить для этого лекарства, есть неприятную пищу и сокрушаются, что он не может сам сходить в туалет.
У такого человека формируется анально-выталкивающий тип личности, также основанный на подсознательном протесте против действий родителей, как и в предыдущем случае. Однако этот тип встречается редко и обладает такими чертами характера, как склонность к разрушению и импульсивность. Особенно тяжело влияют подобные интенсивные действия родителей на мальчиков.
Мужчины часто вырастают агрессивными ко всем, подсознательно желают сделать другому человеку больно.
В своих любовных отношениях они воспринимают женщину только как объект, которым нужно обладать в полной мере и делать с ней все, что захочется, в том числе и применять физическое насилие.
В идеале, чтобы анальная стадия развития прошла для ребенка благополучно, его нужно не только не заставлять, а наоборот, постоянно хвалить за регулярное опорожнение кишечника, позволяя самому контролировать весь процесс. Таким образом у малыша сформируется понимание «я могу», что поспособствует развитию его позитивной самооценки. Но также можно вообще не акцентировать его внимание на приучении к туалету и это тоже повлияет на дальнейшее развитие личности. Такое часто происходит в жизни и тогда формируются иные типы характеров.
Другие типы личностей: оральный
Помимо анального, доктор Фрейд называет еще 3 типа личности, которые также складываются у ребенка на основе формирования органов и частей тела. В период от рождения и примерно до 18 месяцев, то есть непосредственно в момент, когда младенца отучают от материнской груди, может сформироваться оральный тип личности. Это происходит потому, что малыш лишается материнского молока достаточно жестко и такой факт остается в его подсознании.
Австрийский психолог делит данный тип на орально-пассивный и орально-агрессивный. Первый возникает, когда мать просто резко перестает кормить грудью свое дитя, которое еще по привычке требует то, что уже никогда не получит.
И тогда формируется тип характера, зачастую с заложенной сильной зависимостью от других людей, во взрослой жизни — от жены, мужа, с пассивной установкой по отношению к окружающей действительности «я ничего не могу».
Орально-агрессивный тип формируется чуть позже, когда у малыша прорезаются зубы и в момент кормления он начинает кусать материнскую грудь.
Если женщина, испытывая боль, прекращает кормить ребенка, то он еще по привычке будет кусать какие-то предметы. Заставляя его прекратить это, родители формируют протест в характере и тогда очень часто вырастает властолюбец, обожающий использовать других людей в своих интересах, отличающийся цинизмом, сарказмом и пессимизмом.
Фаллический и генитальный типы личности
Эти два типа формируются значительно позже, ближе к 6 годам жизни, а иногда и вплоть до полового созревания. Дети в 4-5 лет начинают интересоваться своими половыми органами и в этих исследованиях могут неосознанно мастурбировать. Возникающие ощущения, согласно теории доктора Фрейда, формируют фаллический тип личности. Он часто характеризуется решительностью, настойчивостью, напористостью, уверенностью в себе, переходящей в самоуверенность, целеустремленность.
Причем такие качества формируются как у мужчин, так и у женщин, но только в случае, если родители никак не реагируют на подобные познавательные действия своих детей. Любые жесткие пресечения, особенно за которыми следуют суровые наказания, формируют ровно обратные качества характера — неуверенность, трусость, заискивание и скрытую ненависть, прежде всего к самому себе.
Генитальный тип характера, с точки зрения Зигмунда Фрейда, считается идеальным вариантом развития психики человека. Такой индивид проходит все этапы взросления без акцентированной фрустрации на чем-либо, это формирует его уравновешенный характер, он принимает свою половую принадлежность и ответственен за свои ощущения и поступки.
Человек такого типа смело смотрит в лицо фактам, он активен в жизни, всегда проявляет заботу о близких и находит свое место в обществе. Но очень часто он лишен воображения и творческих способностей.
Ключевые слова: