Группа канадских психологов экспериментальным путем доказала, что частые похвалы ребенку имеют негативные последствия. Даже объективная оценка умственных способностей детей, высказываемая неоднократно, вырабатывает у них зависимость к похвалам, которых они добиваются любым путем.
Масштабные исследования с детьми дошкольного возраста состояли в разгадывании несложных загадок, где после каждого верного ответа одну группу хвалили за «ум и сообразительность», а другой просто сообщали, что ответ верен. Контрольная «потеря внимания» исследователями показала, что дети, получившие похвалы, стараются непременно подсмотреть правильный ответ. Зависимость от похвал приводит к смещению психического состояния ребенка, его постоянного напряжения в ожидании поощрения.
Детский эгоцентризм, поощряемый взрослыми, перерастает во вполне осознанный эгоизм. Подрастая, «захваленные» дети добиваются успеха любыми способами, а придя на работу во взрослом возрасте, такие люди идут к своей цели «по трупам». В то же время психологи предупреждают и об отрицательном влиянии чрезмерной жесткости и равнодушии к детям. Воспитание нравственного чувства должно проходить в сбалансированной ласке и строгости. Эта задача должна решаться родителями, та как функции современной школы ограничены предоставлением конкретных знаний.
Источник: VistaNews
Ключевые слова: